ГРАЖДАНИН МОЛДОВЫ ОБ ИЗРАИЛЕ: "ВОТ КАК ТУТ ОТНОСЯТСЯ К РАБОТНИКАМ ПО УХОДУ ЗА ПОЖИЛЫМИ"

25.05.2020

 

 

Гражданин Молдовы Нойе Ротару вот уже 6 лет работает в Израиле в сфере ухода за престарелыми. Будучи по основной профессии психологом и педагогом, он поделился с "Вестями" сокровенными мыслями об отношении в Израиле к иностранным работникам по уходу
 

Быть иностранным работником по уходу за пожилым человеком в Израиле - работа непростая и неблагодарная. Для тех, кто не знает: в Израиле эта профессия называется "метапель", а работаем мы на дому у подопечного круглосуточно. Каково это - жить с чужим больным человеком? Как относятся к нам семьи подопечных и вообще израильтяне? Достаточно ли защищают нас законы Израиля?


Как человек, имеющий образование в сфере психологии и огромный опыт в работе метапелем, я хочу объяснить свою точку зрения, а также рассказать о предложениях, которые созрели у меня при анализе нашего положения.
Для начала напомню, что Израиль заключил трудовые договоры с различными государствами - Филиппинами, Индией, Шри-Ланкой, Румынией, Молдовой, Украиной и Узбекистаном - на привоз рабочей силы для ухода за пожилыми.
И вот эти работники (на иврите - "метаплим") здесь. Когда вы наблюдаете со стороны, как они гуляют по улице или в парке со своими подопечными, то они кажутся вам то грустными, замкнутыми, то, наоборот, оживленными и ищущими общения. Но часто ли вы задумываетесь, каково это - находиться в чужой стране, вдали от семьи, и посвящать годы собственной жизни незнакомым людям?

 

В каждой семье - то ли пан, то ли пропал


Задумывались ли вы когда-нибудь, как это - быть рядом с больным пожилым человеком 24 часа в сутки 7 дней в неделю? В некоторых семьях наших подопечных понимают, как это сложно и какая отдача требуется от метапеля - как на физическом, так и на эмоциональном уровне.

 

Но в каждой семье свои привычки, свои обычаи, свой уровень культуры и образования. И порой иностранному работнику нелегко адаптироваться к чужим людям.


В тех семьях, где этого не понимают, к метапелю относятся плохо - унижают, запугивают и постоянно упрекают: мол, если что-то не нравится, можешь отправляться восвояси. Нас, иностранных метаплим, это очень обижает.
В таких семьях несерьезно относятся и к трудовому договору, считая его простой формальностью, не имеющей особой юридической силы.


Иногда иностранный работник попадает в семью, где быстро забывают о своих обязанностях по отношению к метапелю. Члены такой семьи отказываются понимать, что перед ними живой человек со своими физиологическими потребностями. Ему, как любому другому, нужны еда, гигиена, сон, выходной, ежегодный отпуск, 2 часа отдыха в день. В таких семьях с иностранными работниками по уходу обращаются, как с рабами.


Израильские компании по уходу не вмешиваются в ситуацию или предпочитают лишь поверхностно заниматься проблемами метаплим. Тем временем семьи порой переходят все границы, начиная угрожать иностранцу наказанием или даже депортацией. Бывает так, что, несмотря на наличие трудового договора, семья отказывается оплачивать труд иностранного работника по уходу.

 

Права иностранных работников пора пересмотреть


Противоречивые законы сферы ухода вынуждают некоторых иностранных работников сдаваться перед натиском семьи, отказываться от своих прав из-за агрессии членов семьи, а то и вовсе искать другую работу.
Мало кто из жителей Израиля знает, зато иностранным работникам хорошо известны случаи, когда метапелю приходилось менять 4-5 подопечных за год (часто из-за смерти пожилого человека).


Кстати, из-за этого работник теряет свой законный ежегодный отпуск и возможность поехать к себе на родину. По закону, чтобы получить отпуск, иностранный работник по уходу должен проработать ровно один год в одной семье. А если подопечный умер - все наработанное время автоматически аннулируется. Может ли эмоциональное состояние метапеля быть стабильным в таких условиях?


Приведу пример. Иностранный работник по уходу проработал в этой сфере 6 лет, при этом поменяв семьи 14 раз из-за смертей пожилых подопечных, вызванных различными причинами.


При попытке получения визы в отделе иностранных рабочих при МВД ему, согласно закону, отказали. Причина - он не проработал в течение 2 лет в одной семье. Но разве метапель виноват в том, что его пожилой подопечный умер?
А когда пожилой страдает раком? В таком случае метапель должен предоставлять подопечному особый уход. Но существующий закон наталкивает на мысль отказываться от предложений работы в семье, где есть онкобольной, выбирая более здоровых людей.


Как же тогда быть пожилым, больным раком? Приглашая для ухода за ними иностранных работников, следовало бы предоставить особые льготы и бонусы, гарантирующие непрерывность стажа. Пока этого в Израиле нет.
Хотелось бы, чтобы в МВД Израиля ввели дифференцированный подход для каждого типа работников по уходу, опираясь на качество их труда, наличие или отсутствие жалоб со стороны семьи или компаний-работодателей, с учетом причин прекращения работы в одной семье с последующим переходом в другую. Отказать в выдаче рабочей визы можно по особым, опять же, выработанным критериям, а не на основании имеющихся пока причин.
Имея опыт в сфере ухода, я бы порекомендовал Израилю проводить экзамены для кандидатов в работники по уходу. Полученный профиль "Обслуживание и помощь на дому" позволит брать для ухода за пожилыми не случайных людей, а тех, кто подходит к этой работе по всем параметрам.


Поставьте себя хоть раз на место иностранного работника по уходу. Вы отдаете силы, годы здоровья и жизни чужому человеку, а в защиту вас даже нет ни одного закона. Это очень больно и печально.
Хочется верить, что Государство Израиль в скором будущем обратит внимание на проблемы, возникающие в работе иностранных метаплим, и займется юридической поддержкой тех профессионалов, от которых зависит благополучие пожилых подопечных.


Многие иностранцы, приезжающие в Израиль работать в сфере ухода, знают, какие задачи лягут на их плечи. У некоторых большой опыт, их даже можно назвать профессионалами своего дела. Но и они порой не прочь повысить свою квалификацию. Ведь хороший работник по уходу - это тот, кто исследует болезнь пожилого человека, о котором заботится, и по-настоящему любит свою работу.


Трудясь метапелем в Израиле, я постоянно думал о путях повышения нашей квалификации. Вместе с командой специалистов мы решили внести научный и практический вклад в улучшение знаний и профессиональных навыков работников по уходу за пожилыми за пределами Молдовы.


В результате появилось методическое и практическое руководство "Другая жизнь рядом с нами. Азбука заботы о пожилых людях", разработанное мной вместе с Лилией Ротару в сотрудничестве со специалистами из разных областей: врачами, психологами, соцработниками, юристами, физиотерапевтами - как из Молдовы, так и из Израиля.


Подчеркну, что я работал в сфере по уходу за престарелыми в Израиле в течение 6 лет, что позволило набраться богатого опыта и знаний в этом виде деятельности. В Молдове я работал учителем и психологом. Мои академические знания и опыт позволили мне проанализировать причины удач и неудач в этой деятельности и смело заявить: метапель для пожилого и больного гражданина Израиля имеет огромное значение для его семьи.
Наше руководство поможет иностранным работникам, обеспечивающим уход за пожилыми в Израиле. Если они часто сталкиваются с серьезными трудностями в своей работе, если они не подготовлены эмоционально, если они испытывают стресс от своего положения, это руководство облегчит и улучшит их работу и позволит стать одними из лучших специалистов в области домашнего ухода за пожилыми людьми, что, соответственно, поможет улучшить имидж и отношение израильтян к работникам по уходу из Молдовы.


Автор - иностранный работник по уходу за пожилым в Хайфе, педагог и психолог в Республике Молдова. 

Отправить комментарий

CAPTCHA
Просим вас ответить на вопрос во избежания СПАМ-а
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.